Что такое ученичество?

Эта уникальная история записана в Евангелии от Марка: «Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого, и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно» (Мк. 8:22–25).

В каждом втором повествовании об исцелении Иисус исцеляет одним прикосновением или одним повелением. Зачем понадобилось два действия, прежде чем исцелился этот человек?

Рассмотрим последовательность историй, записанных в Мк. 8. Перед этим повествованием Иисус чудным образом накормил четыре тысячи человек, однако фарисеям все еще нужно было знамение. Поэтому Иисус предупредил Своих учеников относительно фарисейской «закваски», что символизировало их недостаток веры (ст. 1–21). Затем, после возвращения слепому зрения, Иисус задал ученикам основной вопрос их веры: «За кого вы Меня почитаете?» (ст. 29). Таким образом, контекстом этой истории является вера. Обратите внимание, что это другие привели слепого к Иисусу. Именно они, а не сам слепой, имели веру в Иисуса.

Когда мне было десять лет, я на короткое время ослеп после того, как посмотрел на сварку, хотя мне говорили этого не делать. На следующее утро я проснулся и не смог открыть глаза — мне было страшно. Я должен был полностью положиться на членов моей семьи, которые кормили, мыли, одевали и водили меня за руку. Я должен был доверить им быть моими глазами.

Подобным образом, когда Иисус взял слепого за руку и вывел из деревни, слепой доверил Ему быть его глазами. Когда Иисус плюнул на глаза слепого и спросил: «Видишь ли что?», — мужчина ответил: «Вижу проходящих людей, как деревья». Его вера в Иисуса возросла. Наконец, когда Иисус положил руки слепому на глаза и он стал видеть ясно, его вера в Спасителя стала совершенной. В этом процессе развития веры Иисус взял человека, у которого была слабая вера или вообще ее не было, и привел его к доверию и вере, таким образом, возродив жизнь этого человека.

Учиться быть учеником

Таким же образом Иисус работает и с каждым из нас. Он знает, в каком состоянии находится наша вера. Даже если она невелика, но мы хотим, чтобы она возрастала, Иисус направит нас, чтобы укрепить нашу веру и возродить к новой жизни. Вот что значит быть учеником Иисуса. Слово, переведенное в Новом Завете как «ученик» (матете́с), происходит от греческого глагола «учиться» (манта́но). Таким образом, ученик Иисуса — это человек, который учится укреплять веру в Иисуса, доверять Ему и желает быть возрожденным Им.

Это процесс, которому следовали двенадцать апостолов — особые ученики Иисуса. Иисус избрал их, чтобы они были с Ним и чтобы затем послать их на служение (см. Мк. 3:13–15). Когда они проводили время с Иисусом, они учились доверять Ему. Они видели, с каким достоинством и состраданием Иисус относился к детям, чужестранцам, прокаженным, книжникам, женщинам и всем тем, кто искал помощи и творил зло. После пребывания с Иисусом они были «посланы» делать то, что делал Он: восстанавливать отношения, исцелять болезни и немощи, воскрешать мертвых.

Они должны были научить прощать, жертвовать собой и показать, что подлинные отношения с Богом — это измененное сердце, а не следование внешнему соблюдению правил. Подобно Иисусу, им надлежало служить и руководить, думать о других, а не о себе, обращая внимание на присущие каждому человеку ценности и потенциал. В конечном итоге благодаря обучению и наставлениям Иисуса все ученики, кроме одного, стали руководителями быстрорастущего движения, где каждый был научен приобретать и воспитывать новых учеников Иисуса.

Личное ученичество — это процесс

Сегодня для нас процесс ученичества во многом остался тем же. Когда мы намеренно проводим время с Иисусом, ежедневно читая Писание и размышляя над ним, разговаривая с Ним и слушая Его, созерцая природу, наслаждаясь субботним покоем, развивая чувство благодарности и многое другое, мы приобретаем привычку думать, верить и делать то, что увеличивает доверие Иисусу и веру в Него. По мере того как наши отношения с Иисусом укрепляются и мы наполняемся осознанием того, что Бог есть любовь, мы учимся любить Бога, других и себя (см. Мк. 12:30–33). Как пишет Эллен Уайт: «У вас есть благословенная возможность возрастать в благодати, в познании и любви Божьей, если вы сохраните сладостное общение со Христом, наслаждаться которым — ваше преимущество» (Удивительная Божья благодать. С. 292).

Как и в случае с первыми двенадцатью учениками, время, которое мы проводим с Иисусом, приводит к тому, что мы изменяемся в Его образ и подобие. Несмотря на то, что эта работа Божьей благодати может быть и не завершена в нас до Его пришествия, мы тоже посланы отражать характер Иисуса, проявляя сочувствие, честность и мужество. Мы живем ради Иисуса дома, в школе, на работе и в обществе, чтобы оказывать на окружающих такое же влияние, как и Иисус.

Следующая история из Папуа — Новой Гвинеи иллюстрирует сказанное выше. Два пресвитера из церкви города Маданг наблюдали, как в их районе становится все больше безработных молодых людей, из-за чего увеличивался рост преступности. Они решили раз в неделю кормить их. Церковь объединилась не только в обеспечении пищей, но и окружила этих молодых людей заботой и любовью. Через некоторое время пресвитеры предложили юношам изучать библейские уроки, а также прочитать Евангелие от Марка, Луки и книгу Деяния апостолов. Со временем эти действия привели к тому, что у членов церкви стало больше сострадания и появилось более широкое видение благовестия. В городе стало меньше преступлений, а некоторые из уличных мальчишек приняли решение стать учениками Иисуса.

Заключение

У Южно-Тихоокеанского дивизиона есть девиз: «Ученик — это человек, который во всем старается походить на Иисуса» (основано на Еф. 4:15). Мы признаем, что быть учениками Иисуса — это непрекращающийся процесс, потому что стать похожим на Него — наша цель, «которая не окончится с этой жизнью, а будет совершенствоваться в вечной жизни». Уайт Э. Воспитание. С. 19. У каждого из нас есть то, что нужно изменить: вспыльчивость, ложь, любовь к нездоровой пище, неверность в десятине и пожертвованиях, проблемы в отношениях... Поэтому мы не должны судить друг друга, но должны любить, ободрять и выстраивать созидающие отношения (см. 1 Фес. 5:11), чтобы стать учениками Иисуса, приобретающими учеников.

Гленн Тауненд — президент Южно-Тихоокеанского дивизиона Церкви адвентистов седьмого дня.


Вопросы для размышления:

  • Расскажите свой опыт, в котором Иисус помог вам обрести большее доверие к Нему и укрепил вашу веру.

  • Какие духовные дисциплины помогли вам стать ближе к Иисусу (чтение Библии, молитва, пост...)? Какие духовные дисциплины вы находите более трудными и почему?

  • Что вам нравится в следовании за Иисусом? Как другие могут увидеть, что вы следуете за Иисусом?

  • Как в вашей жизни проявляется то, что вы — «посланник» Иисуса, тот, через кого Он хочет благословить других — ваших членов семьи, соседей, одноклассников, коллег и др.?

 
Previous
Previous

Возрастая в ученичестве

Next
Next

Я пойду делать учениками