Размышления христиан о двух законах

Чаще всего между христианами разных деноминаций возникают вопросы о законе и о субботе. Что же является поводом или причиной для этого? В качестве поводов для таких дискуссий используются ряд текстов из посланиий апостола Павла. Например: «Ныне, мы умерли для закона, и освободились от него» - (Римлянам 7:6) или «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Галатам 5:4). Недаром, даже апостол Петр, современник апостола Павла, называл подобные его высказывания «неудобовразумительными». Правда, там же он добавляет «что невежды и неутвержденные (в истине), к собственной погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Петра 3:15-16).

Однако, важно отметить, что при этом собеседники почему-то не обращают внимание на другие тексты того же апостола Павла: например: «Посему Закон свят, и заповедь свята, праведна и добра» (Римлянам 7:12) или «Закон духовен, а я плотян» (Римлянам 7:14). Не обращается также почему-то внимание и на такие его стихи: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак, но закон утверждаем» (Римлянам 3:31). Об этом же неоднократно пишет другой апостол – Иоанн: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его, и заповеди Его не тяжки» (1 Иоанна 5:3).

Embed from Getty Images

В чём же причина таких кажущихся противоречивых высказываниях апостолов? Давайте обратимся немного к нашей земной реалии: как называют тех граждан, которые соблюдают законы страны? Законопослушными. Это комплимент им или порицание? А как называют тех, кто нарушают законы страны? Законопреступниками. Это имеет страшные последствия, не так ли? Далеко не все христиане обращают внимание на тот факт, что Библия говорит нам о двух законах и о двух субботах (также как и о двух видах пищи – о чистой и нечистой). И потому, Господь через апостола Петра призывает нас: «Будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:15). Что мы и постараемся с Божьей помощью сделать в этой статье.

Мы благодарим Бога за то, что в начале прошлого столетия нашлись христиане, которые были готовы дать ответ в своём уповании нашим дедушкам и бабушкам, отцам и матерям. Все они ревностно приняли Библейское учение о вере, благодати и любви к Богу посредством соблюдения Божьего закона и субботы Господней. Благодаря им наши родные оставили предания и традиции традиционных религий, и приняли простоту и чистоту Библейской истины. Их решимость помогла и нам принять эту сбалансированную спасающую библейскую истину.

Но давайте вначале нашего исследования скажем вместе с царём Давидом:

 
Господи, открой очи мои, и увижу чудеса Закона Твоего!
— Псалом 118:18
 

Важно ли нам самим – для себя знать о наличии в Библии двух законов и о том, каким должно быть наше отношение к ним? Важно ли это знание для других? Давайте вместе разбираться.

Закон Божий – важная часть Плана спасения человека. Вот как об этом писали пророки о спасительной Миссии Иисуса Христа: «Господу угодно было ради правды (праведности) Своей возвеличить и прославить закон» (Исайи 42:21) или: «вот иду; как в свитке книжном написано о Мне: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и Закон Твой у Меня в сердце» (Псалтырь 39:8-9).

А затем, когда Иисус пришел на землю, Он провозгласил в Своей знаменитой Нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не  нарушить пришел Я, но исполнить» (от Матфея 5:17). И далее в этой же главе Он даёт комментарий к 6-й, 7-й и 8-й заповедям из Закона Божьего.

… не нарушить — в оригинале Маифея 5:17 написано “не упразднить”

Я порой пытаюсь представить Себе какую боль испытывает Иисус, когда после столь ясных свидетельств об Его отношении к Закону, Он слышит от христиан, что Иисус  отменил Божий закон. Зачем тогда Он умирал за наши грехи? Ведь именно за наши грехи Он принёс Себя в жертву, чтобы мы не грешили! Разве Он умер для того, чтобы дать нам свободу продолжать грешить? Разве не для того, чтобы дать нам силу не грешить? Вот как отвечает апостол Павел на эти вопросы:

 
Мы умерли для греха: как же нам жить в нём?...Что же станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак!
— Римлянам 6:1-2 12-16
 

Очень доходчиво сказано, не правда ли?! Что при этом важно помнить: нам ведь не безразлична участь нас самих и наших друзей-христиан! А ведь именно нарушение Закона Божия станет последней трагедий для многих верующих, когда они услышат приговор Христа: «…отойдите от Меня, делающие беззаконие» (от Матфея 7:21-23). А что значит «беззаконие» согласно Слова Божия? Беззаконие – это нарушение Закона Божьего, жизнь не по Его закону. Таковые являются нарушителями Закона, согрешающие против воли Божьей, выраженной в Его законе. Ведь грех по своей сути и определению является беззаконием: «Всякий делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Иоанна 3:4).

В Божьем плане спасения все его слагаемые имеют своё место, роль и значение. Посмотрите какая красота, гармония и взаимосвязь между законом, благодатью и верой. Приведу наглядную иллюстрацию: Грех – это нарушение закона Божьего – 1 Иоанна 3:4; далее «Законом познаётся грех» (к Римлянам 3:20). А «возмездие за грех смерть» (Римлянам 6:23). В тоже время, Бог готов явить Свою милость и простить нарушителя Его закона. Однако милость Божья простирается только на тех, кто кается в содеянном грехе и принимает верой Божью благодать и прощение – Деяния Апостолов 3:19; 1 Иоанна 2:1.

Что говорит нам Новый завет о важности соблюдения Закона Божьего?

Что Сам Иисус Христос говорит о нём? «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15). А что говорит Его любимый ученик Иоанн, доживший до глубокой старости: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его, и заповеди Его не тяжки» (1 Иоанна 5:3) то есть заповеди Божьи - не «бремя или иго», как некоторые считают – так называли апостолы второй-обрядовый закон! Послушаем также апостола Иакова:

 
Так говорите, и так поступайте как имеющие быть судимы по закону свободы
— Иакова 2:12
 

Прислушаемся и к словам апостола язычников – апостола Павла, на которого немало верующих ссылаются как на отвергающего Божий Закон: «Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Римлянам 2:13). Или «Закон свят, заповедь свята и праведна и добра» (Римлянам 7:12

Теперь посмотрим на Закон Божий в перспективе будущего: (будем помнить, что апостолы жили и писали во второй половине 1-го века нашей эры – после распятия, воскресения и вознесения Христа на небо). Но вот Господь приоткрывает апостолу Иоанну занавес будущего и показывает: «И отверзся храм Божий на небе, и явился в скинии ковчег Завета» (Откровение 11:19). Заметим «Ковчег явился на небе». А что находилось в ковчеге? В нём находился закон Божий, скрижали завета, на которых были выгравированы рукой Самого Бога 10 заповедей Божиих – Евреям 9:3-4; Исход 32:15-16; Второзаконие 10:1-4.

Какова была цель этого видения, помещённого в канву конца времени? Прежде всего, чтобы обратить внимание читателя и слушателя на важность соблюдения заповедей Божьих накануне 2-го Пришествия Христа. А во-вторых, чтобы показать каким мерилом Господь будет пользоваться для решения участи людей – как праведников, так и нечестивых - Иакова 2:12; Екклесиаст 12:13-14.

Как вы знаете, перед Вторым пришествием Христа верующие будут разделены на две группы: на тех, кто соблюдают заповеди Божьи и имеют веру Иисуса Христа - Откровение 14:12, и на тех, кто нарушали Его заповеди. Им Христос скажет: «Отойдите от Меня, делающие беззаконие…» - от Матфея 7:21-23 (это будет страшная трагедия и шок).

Но слава Богу – надежда есть! Для кого? Давайте вместе рассмотрим важные истины Священного Писания касательно Двух законов:

Первый Закон - Закон Божий

Десятисловие, он был написан на двух каменных плитах Самим Богом (перстом), помещён в ковчеге во втором отделении Святилища, названное «Святое-Святых», где находился Божий престол, Его слава (Шехина)

 
В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег
— Второзаконие 9:10; 10:1-2 4-5
 

Он ещё назван «Ковчегом Откровения» (то есть символом откровения Бога, Его характера, который сочетает в Себе милость и справедливость) «И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе» (Исход 25:21; 31:18)

Это своего рода Божья Конституция, поскольку она характеризует сущность Самого Бога. Этот Закон является вечным, как и Сам Бог вечен. Он совершенный, святой, праведен и добр; он основание Божьего престола – Пс 18:8-9; 118:151,171; Рим 7:12. Он хранился в ковчеге! Но не только в ковчеге - теперь он также написан Святым Духом на скрижалях сердец верующих - Евр 8:8-12

Embed from Getty Images

Второй Закон - Закон Моисеев

Он написан рукою Моисея в книге/свитке и был помещен справа от ковчега – Второзаконие 31:24-26. Он вмещал в себя «большой свод законов»: о браке и семье, о пище - чистой и нечистой, о различных жертвах и приношениях, об обрезании, о священстве, о ритуальных праздниках - Пасха, Опресноки, Пятидесятница, Йом-Киппур, Кущей, а также о связанных с этими праздниками «субботах ваших». В нём также содержались уставы о земле, судопроизводстве, нечистоте… Всё это имело важное значение в религиозной и общественной жизни в период Теократии, когда Израиль был одновременнно Церковью и государством! Но теперь, в Новозаветнюю эпоху, Церковь Христова уже больше не выполняет функций государства, эти функции переданы гражданским властям. Об этом принципе – отделении Церкви от Государства - провозгласил Сам Основатель христианской Церкви, Иисус Христос, говоря: «Царство Моё не от мира сего…» (от Иоанна 18:36), а также: «И так, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (от Матфея 22:21).

Какие из уставов Закона Моисеева утратили теперь своё назначение? Почему?

Одни утратили своё значение, потому что указывали на жертву Христа. Они также регулировали служение священников во время жертвоприношений в Земном святилище. Ветхозаветние Праздники являлись составной частью этих приношений и образов. Об их значении после распятия Христа ап Павел писал: «Никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или суббот(ы). Это есть тень будущего, а тело - во Христе» (Кол 2:16-17).

… или субботы — в оригинале Кол 2:16-17 используется множественное число — “субботы”

Как видите, всё что связано со служением священников в Земном храме потеряло для христианина свою силу, поскольку теперь Иисус Христос после Своего вознесения приступил к совершению Своего служения в Небесном святилище. Он Сам стал нашей Жертвой, нашей Пасхой – 1 Кор 5:7, нашим Священником, Ходатаем и Первосвященником в Небесном святилище – Евр 8:1-2

Другие законы из Книги закона Моисеева потеряли свою востребованность. Например: закон о земле, о судопроизводстве, о военной службе, о левирате... Всё это в христианскую эпоху стало сферой заботы гражданских властей.

А третьи из устав и предписаний Моисея остались в силе. Какие из них и теперь остаются в силе и почему? -  о браке и семье (в том числе запрет на кровесмешение, на однополые браки...); о чистой и нечистой пище. Почему? Поскольку они не указывали на служение и жертву Иисуса Христа.

Пример: В книге Деяния Апостолов описана важная история о видении, данном апостолу Петру. Прочтем лишь ряд стихов из неё. Вот ответ апостола на призыв есть содержимое в полотне: «Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого». То есть, много лет спустя после вознесения Иисуса Христа на небо, ап Пётр утверждает и заявляет перед Богом, что он ничего подобного никогда не ел (наверное, далеко не все сегодняшние христиане могут так заявить перед Богом). И как вы заметили, Бог его не обличает и не поправляет, что ты мол заблуждаешься, еслт не желаешь есть это. А просто объясняет ему суть данного ему видения. В чём же была суть видения? Апостол объяснил это во время посещения дома языческого военноначальника - Корнилия. Он объявил: «Но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деяния Апостолов 10:12-14.28). И апостол Павел, и апостол Иоанн подводят итог написанному в Законе Моисеевом: «Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор 7:19). А апостол Иоанн в заключительной главе книги Откровение описывает характеристики спасённых:

 
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Божьи, чтобы иметь им право на древо жизни, и войти в город воротами
— Откровение 22:14
 

Не сомневаюсь, что мы все очень хотим войти в город Новый Иерусалим «воротами», что означает законно, по праву, присвоенному спасённым Иисусом Христом, поскольку они как и Сам Иисус соблюдали Заповеди Божии! И так, будем продолжать познавать волю Божью о двух законах, и всегда быть готовыми дать ответ всякому требующему у нас отчета в нашем уповании!


Previous
Previous

Какую субботу нужно святить христианам?

Next
Next

The Two Republics: or Rome and the United States of America