История Субботней школы в России

Для многих поколений адвентистов Субботняя школа явилась духовной колыбелью, в которой они выросли, окрепли и сформировали духовные убеждения. Как много тех, кого она сохранила в лоне Церкви, и тех, кого она приобрела для Царствия Божия. Она стала духовным фундаментом, на котором возводилось доктриналъное вероучение Церкви.

Журнал «Маслина» 1908 год

Начиная с 1903 года, в России повсеместно были введены субботние библейские беседы, уроки для них на протяжении ряда лет печатались в миссионерском журнале «Маслина». Деятельность Субботней школы в Евро-Азиатском дивизионе имеет давнюю и непростую историю. С 1903 года в Церкви адвенти­стов седьмого дня в России повсеместно введены субботние библей­ские беседы (уроки СШ). С 1905 года в Гамбурге издавался русский миссионерский журнал «Маслина», в котором печатались на протя­жении ряда лет уроки Субботней школы и советы для учителей.

В то время пользовался большой популярностью и успехом сле­дующий метод изучения уроков СШ: учащиеся с помощью учителя в субботнем классе разбирали внимательно урок СШ, в течение не­дели изучали его дома и в следующую субботу, отвечая на вопросы (для этого отводилось от 15 до 30 минут), закрепляли его оконча­тельно в своей памяти.

После октябрьской революции 1917 года возникли условия, когда появилась возможность печатать уроки СШ в нашей стране. Но это продолжалось недолго. В связи с атеистической политикой и при­ближающимися репрессиями, уроки СШ официальным путем были изданы в Москве, в 1928 году, в журнале «Голос истины» № 7. Это были библейские беседы по Посланию к Галатам.

Журнал «Голос истины»

С того времени начался трудный период для всей Церкви в це­лом и для СШ в частности. Долгое время верующие имели возмож­ность тайно пользоваться старыми уроками СШ там, где они сохра­нились. Согласно искаженному истолкованию принципа отделения школы от церкви, власти запрещали проведение уроков СШ на со­браниях верующих, постановку каких-либо вопросов и тем более участие детей в изучении библейских уроков. Иногда складывались такие обстоятельства, что от руководителей церкви требовали дать подписку в том, что в их общинах во время богослужения никаких вопросов задавать не будут. Под таким давлением властей, контро­лирующих деятельность религиозных общин, все, что могли сделать служители церкви, это сохранить СШ в виде первой части богослужения, то есть проповеди, посвященной последовательному истол­кованию какой-либо книги Священного Писания. В результате но­вые люди, приходившие в те годы в церковь, совершенно не имели ясного представления о том, какой должна быть СШ, что имеет мес­то и сегодня при проведении СШ общим классом.

Большим нападкам подвергались и дары Субботней школы, пред­назначенные для поддержания внешней миссии, то есть развития про­поведи Евангелия в новых местах. Верующим запрещалось собирать эти дары. Руководителям церкви запрещалось использовать их по на­значению. В отдельных общинах отменялся этот сбор, и дары прино­сились только один раз во время проповеди для нужд местной церкви.

В послевоенные годы началось возрождение субботней школы, cтали появляться уроки СШ. Бесценный вклад в существование и развитие СШ был внесен известными и неизвестными тружениками и труженицами на ниве Господней, которые самоотверженно, не боясь преследований, печатали на пишущих машинках и распространяли с большими трудностями уроки субботней школы в суровые для Церкви годы. Лишь в конце 80-х годов уроки Субботней школы стали издаваться легально в начале в государственных типографиях, а затем в типографиях, принадлежащих Церкви.

В начале 90-х годов в связи с быстрым ростом Церкви в ЕАД и организацией множества новых общин Генеральной Конференция в лице директора Субботней школы Кальвина Смита была активизирована работа малых групп Субботней школы. Эрих Боумгарднер и Джон Мак Ги, работая в различных унионах ЕАД, содействовали организации малых групп и проведению уроков по методу дискуссий. Большой вклад внесли в развитее Субботней школы и личного служения руководители Субботней школы ЕАД Гуменюк И.А., Арутюнян Г.Г. Программа Международного Института Христианского Служения, предложенная Генеральной конференцией, обогатила СШ ЕАД множеством актуальных пособий в помощь руководителям и учителям Субботней школы. Сегодня остается возможность в каждой общине организовать это служение наилучшим образом, сделав Субботнюю школу особым благословением для всех, приходящих в нее.

 Сегодня на территории 12 стран, входящих в состав ЕАД, в субботней школе принимают участие почти 200 000 человек разного возраста. «Субботняя школа - это не учреждение, это часть церковной жизни», - сказал Ян Полсен, президент Всемирной церкви АСД.

За 150 лет существования Субботней школы изменилось многое, но несмотря на все перемены, использование современных технологий, разнообразных методов и форм обучения, основная идея и цель уроков субботней школы, которые заложил Джеймс Уайт, остаются прежними: как можно ближе познакомить человека со Христом.

Подумаем, как наилучшим образом отпраздновать этот юбилей? Как членам великой семьи, выросшей из горстки людей, а ныне насчитывающей 14 миллионов учеников Субботней школы, продолжить исполнение Великого поручения, данного Иисусом?

Previous
Previous

Праздник для всей семьи

Next
Next

Не прелюбодействуй